+7 (499) 236 26 63

info@so-glasie.ru

Об авторах: Х

Хренов Н.А.Хренов Николай Андреевич - специалист в области эстетики и культурологии; доктор философских наук, профессор.
Окончил ВГИК (1968), аспирантуру того же института (1970).
С 1971 - в институте истории искусств Министерства культуры: младший научный сотрудник, с 1976 - старший научный сотрудник, с 1982 - ведущий научный сотрудник.
Кандидатская диссертация - "От законов творчества к законам восприятия" (1973);
Докторская диссертация - "Культурологический аспект изучения публики как коммуникативной общности" (1992).
С 1987 ведет преподавательскую деятельность (Центральный ИПК при Министерстве культуры, Московский государственный университет культуры, ВГИК, школа-студия МХАТ).
С 1998 - заведующий отделом эстетики и теории искусства ГИИ (Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ).
С 2000 - заместитель председателя Совета по эстетике и теории культуры ГИИ, главный редактор научного альманаха "Традиционная культура".
Хренов разрабатывает эстетические, социологические и социально-психологические аспекты искусства и его видов. Особое внимание уделяет процессам функций искусства, его социальным функциям, а также его рецепции (рецептивная эстетика).
Хренов занимается изучением культурологических аспектов искусства. В поле его внимания - переходные эпохи в истории культуры и связанное с ними изменение социальных функций искусства. Выявляя в истории особую разновидность перехода - переход от цикла к циклу, Хренов, развивая идеи философии истории П.Сорокина, разработал теорию возврата искусства в моменты бифуркации к удаленным историческим эпохам, на основе которого происходит разрыв с непосредственно предшествующим циклом истории искусства и одновременно скачок в качественно новое состояние. Эта закономерность позволила точнее объяснить смысл происходящих в культуре XX в. процессов. Выявленную закономерность Хренов иллюстрирует возникновением постмодернизма, нуждающегося в осмыслении с точки зрения философии истории и цивилизационной парадигмы.
Хренов доказывает, что одним из значимых признаков смены циклов оказывается также возникновение множества субкультур и контркультур, в большей или меньшей степени отклоняющихся от ценностного ядра культуры и играющих важную роль в процессах истории искусства. Каждая из них стремится к универсализации соответствующей ей картины мира, что объясняет сопровождающую историю искусства альтернативность. Это позволило объяснить возникающие в истории искусства маргинальные дискурсы, не получающие развития или получающие развитие спустя десятилетия и даже столетия. Картины мира в их субкультурных формах - посредники между культурами, с одной стороны, и картинами мира в их индивидуальных формах, которые и получают выражение в произведениях искусства. Соотнося картину мира с личностью, Хренов, опираясь на традиции Лазурского, Юнга, Гумилева, Маслоу и др., разработал типологию личности.
Решение задачи, связанной с построением типологии, позволило социальную функцию искусства соотнести с субкультурной стратификацией, что представляет важный вклад в разработку проблем эстетики и социологического искусства. Опора на методологию междисциплинарного сотрудничества позволила Хренову дать философское истолкование истории искусства и - шире - культуры, в границах которой развертываются художественные и эстетические процессы.

Наиболее важные публикации:
Изданы индивидуальные монографии:
1. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики (Москва, 1981);
2. Зрелищные искусства и человек (Братислава, 1985);
3. Мифология досуга (Москва, 1998);
4. Социальная психология искусства. Теория. Методология. История (Москва, 1998);
5. Введение в социологию искусства (в соавторстве, Санкт-Петербург, 2001);
6. Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность), (в соавторстве, Санкт-Петербург, 2001);
7. Культура в эпоху социального хаоса (Москва, 2002);
8. Публика в истории культуры (Москва, 2002);
9. Социальная психология искусства: переходная эпоха (Москва, 2005);
10. «Человек играющий» в русской культуре (Санкт-Петербург, 2005);
11. Кино: реабилитация архетипической реальности (Москва, 2006);
12. Зрелища в эпоху восстания масс (Москва, 2006);
13. Воля к сакральному (Санкт-Петербург, 2006);
14. Русский Протей ( Санкт-Петербург, 2007);
15. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс (Москва, 2007);
16. Образы великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов (Москва, 2008)

Под редакцией Н. А. Хренова вышли следующие коллективные труды:
1. Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах (Москва, 2002);
2. Переходные процессы в русской художественной культуре. Новое и Новейшее время (Москва, 2003);
3. Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве (Москва, 2004);
4. Поколение в социокультурном контексте ХХ века (Москва, 2005);
5. Искусство и цивилизационная идентичность (Москва, 2007);
6. Эстетика и теория искусства ХХ века (Москва, 2005);
7. Эстетика и теория искусства ХХ века. Хрестоматия (Москва, 2007);
8. Театр как социологический феномен (Москва, 2009)
Всего опубликовано более 400 печатных трудов

По материалам:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/42678/Хренов
и
http://www.culturalnet.ru/main/person/620

 

 

 

 

 

 

Купить печатное издание

Если вы хотите купить печатное издание, рассмотрите советы издательства. Все издания доступны для заказа. По желанию заказчика возможна доставка курьером.