+7 (499) 236 26 63

info@so-glasie.ru

Презентации

Материалы к презентации книги А.Я. Флиера «Избранные работы по теории культуры»

06.02.2015

 
Очерки теории исторической динамики культуры

… Если остановить на улице случайного прохожего и спросить его, что такое культура, то он расскажет нам про искусство, религиозные традиции, народную мудрость, памятники архитектуры. Но, если спросить его, что такое культурный человек, то он и не вспомнит про художников и народных мудрецов, а опишет воспитанного и вежливого человека, высоко нормативного в своем социальном поведении.
 
Объединение этих двух подходов в единое представление о культуре как особой модальности человеческого Бытия и является основной научной задачей Теории культуры
 

Историческая динамика культуры как предмет и проблема исследования

… История культуры – это история общества, увиденная и рассказанная под определенным углом зрения, с акцентом на наиболее устойчивых нормах его образа жизни, порядков социального взаимодействия и коммуницирования, ценностных предпочтениях и т.п., что наиболее ярко отражено в произведениях литературы и искусства, религиозных традициях, этнографических обычаях. Поэтому история культуры, как правило, сосредоточена на описании гуманитарных сторон жизни общества.

Но на самом деле речь идет об исторически сложившихся порядках жизнедеятельности, специфичных для рассматриваемого народа …
 
 
Происхождение культуры

… Определить историческое начало культуры практически невозможно. По мере морфологической трансформации приматов в Homo sapiens происходило и изменение их поведения и форм жизнедеятельности, результаты которого мы теперь называем «человеческой культурой». Некоторые важные компоненты культуры – религия и изобразительная деятельность – зафиксированы еще у неандертальцев. Но в становлении культуры в течение первобытного периода истории можно выделить некоторые принципиальные «фазовые переходы».

Культура совершенствовалась по мере совершенствования общества и отражала его черты как беспристрастное зеркало…
 
 
Вектор развития культуры
    
… В исторической эволюции культуры наблюдается движение в направлении социального раскрепощения человека. От эпохи к эпохе неуклонно расширяется пространство социальной свободы. В истории имела место трансформация человеческого поведения от следования животным инстинктам к этническому обычаю на первобытной и аграрной стадиях и далее к рациональному поведению на индустриальной стадии развития общества, называемому «свободой».

Если первобытную эпоху можно назвать неразумным младенчеством человечества, то аграрная эпоха – это шаловливое детство, индустриальная – романтическая юность, а с переходом к постиндустриальной стадии развития человечество вступает в пору ответственной взрослой зрелости …
 
 
Социальные функции культуры

… Культура является продуктом самоорганизации общества, процесса упорядочения форм и порядков его жизнедеятельности. Функции культуры очень многообразны, относятся к нескольким уровням упорядочения, но их можно сгруппировать в двух основных направлениях.

Во-первых, нормативно-регулятивные функции, реализуемые социальной подсистемой культуры, которая нормирует порядки социальной жизни общества в целом.

Во-вторых, символические функции, осуществляемые гуманитарной подсистемой культуры, которая ориентирована на социализацию каждой отдельной личности, на приобщение ее к господствующим нормам и ценностям ...
 
 
Историческая типология социальных культур и субкультур

… Любая локальная культура постпервобытной стадии развития представляет собой весьма структурированную систему, состоящую, как из крупных сегментов (элитарного, народного, массового), так и из мелких – сословных, профессиональных, территориальных, кровнородственных и пр. Элементами культурного единства при этом остаются в основном язык, религия и некоторые обычаи.

Это лишний раз свидетельствует, что культура – это в первую очередь коммуникативное образование, для поддержания устойчивости которого необходима устойчивая и плотная коммуникация …
 
 
Динамика культуры как системы деятельности и взаимодействия

… Традиционно под человеческой деятельностью принято понимать только материально-производственную. Но помимо материального (производства вещей, продуктов питания, организации среды обитания) существует еще и интеллектуальное производство (знания, идеи, верования), художественное (произведения искусства), коммуникативное (языки, письменность), социальное (общественные структуры) и, наконец, производство порядка (власть, законы) и беспорядка (криминал).

Исследование культуры как деятельности в ее исторической динамике практически невозможно без охвата всех сегментов социальной активности людей. А ее исторические трансформации являются самым убедительным примером изменчивости культуры …
 
 
Динамика культуры как системы социальной консолидации, организации и регуляции

… Словами «консолидация, организация и регуляция» по существу описываются главные социальные результаты функционирования культуры. Именно для обеспечения этих результатов культура и существует.

Другое дело, что на уровне общества в целом и на уровне отдельной человеческой личности это достигается разными способами. Этим и обусловлена чрезвычайная структурная сложность культуры, ее функционирование и в качестве социально-нормативной системы («культуры культурного человека»), и символической системы («культуры социализации индивида»). Зато социальный эффект очевиден …
 

Динамика культуры как системы познания и сохранения информации
           
… Человеческий разум нуждается в системном представлении о сложности мира и закономерностях его функционирования. Поэтому сложение первобытных представлений о том, что мир создан и управляется «великим предком», богами или иными инфернальными силами, было не наивным заблуждением разума, а великим открытием, интеллектуальным прозрением. Рациональные знания придут потом, а для начала был важным переход к восприятию мира не как Хаоса, а как системной целостности.

Знания нужны человеку не только затем, чтобы конструировать новые машины, но и затем, чтобы преодолеть изматывающую психику тревожную непонятность окружающего мира …
 
 
Динамика культуры как системы социальной коммуникации
           
… Культура возникает тогда, когда люди вступают в коммуникацию и договариваются одинаково что-то делать, что-то называть, что-то оценивать. Культура – это результат их коммуницирования по вопросам организации совместной жизнедеятельности. Важнейшим событием культурогенеза стало формирование языков информационного обмена. Без этого никакая культура была бы невозможна. Естественно, что развитие культуры было напрямую связано с развитием практики и технологий коммуникации – устной, письменной, печатной, электронной и т.п.

Показательно, что там, где нарушается устойчивость и плотность коммуникации между людьми, происходит и разрыв культурной ткани …
 
 
Динамика культуры как системы передачи социального опыта

… В историческом развитии культуры возможны три сценария: воспроизводство традиции, модернизация традиции и преодоление традиции (новация). Основой культурной устойчивости общества, несомненно, является воспроизводство традиции (прямое или вариативное). А это реализуется посредством межпоколенной передачи социального опыта. В конечном счете, воспитание и образование – это и есть главные инструменты трансляции социального опыта.

Но, если культурная жизнь ограничится только передачей опыта, это быстро приводит к застою. Развитие невозможно без преодоления устаревшего опыта. Но, как показывает история, за это приходится платить утратой существенной части национальной культурной самобытности …
 

Динамика культуры как системы самоидентификации человека и общества

… Культура дает людям возможность не только быть практически интегрированными в какое-то сообщество, но еще и осознавать, рефлексировать эту свою интегрированность, переживать свою связь с сообществом и фрустировать при ее недостаточности. Это называется самоидентификацией человека с каким-то сообществом. Основания для такого рода самоидентификации, актуального ощущения человеком своей принадлежности к той или иной социальной группе со временем менялись.

Типология доминирующих оснований самоидентификации человека в ту или иную эпоху является важной чертой исторической культуры …
 
 
Принципы построения социокультурной картины мира в ее исторической динамике
    
… Представления человека о природной и социальной реальности имеют системный характер. На разных этапах истории эти представления формировались на основании разных принципов. Но в картинах мира разных эпох сохранялись некоторые универсальные инварианты. Это представления о порядках деятельности как о системах производства, потребления и обмена, это динамика сохранения или преодоления традиций, это культурные результаты развития, выраженные в интеграции и дифференциации, устойчивости и изменчивости и т.п.

Сам факт такой устойчивой инвариантности свидетельствуют о том, что именно эти знания обладают должной социальной значимостью для человеческого сознания …
 
 
Культурные ландшафты социального пространства

… Жизнедеятельность людей преследует социальные цели, но осуществляется в культурных формах. С этой точки зрения, все культурное социально, а все социальное культурно. Культура – это наиболее общая форма человеческой социальности.

Однако в интересах научного анализа социальная и культурная компоненты человеческой жизнедеятельности разводятся и исследуются самостоятельно. Это позволяет четче понять, с одной стороны, личностную психологическую обусловленность социальных событий и, с другой, социальную обусловленность индивидуального поведения личности ...
 
 
Культура как конвенция – социально-консолидирующая система

… Культура основана на конвенциях, которые являются договоренностями людей о том, чтобы взаимодействовать и коммуницировать определенным образом, а какие-то иные формы считать нежелательными. В основе таких договоренностей лежит совпадение интересов, предпочтений и оценок, актуальное для какой-то группы людей. Подобная конвенциональность в той или иной мере свойственна всей культуре, как бытовым отношениям, так и традиционным ритуалам. Культура основывается на согласии людей с общими правилами коллективной жизни.

В наше время развитая конвенциональность в наибольшей степени характеризует массовую культуру …
 
 
Культура как обычай – социально-нормативная система

… Обычай – это основа народной культуры, регулирующий в первую очередь соседские взаимоотношения и поведение человека в присутствии соседей. В основе обычаев лежали глубочайшие пласты социального опыта, долго сохранявшие актуальность в силу того, что в деревенской жизни особых перемен не случалось. История обходила деревню стороной.

Но в XIX-XX веках в Европе и Америке, а с некоторым опозданием и в Азии началась массовая урбанизация, в ходе которой большинство крестьян перебралось в города, где деревенские обычаи оказались не актуальными. Дальнейшая судьба традиционной культуры, основанной на обычаях, представляется весьма неопределенной …
 
 
Культура как власть – социально-регулятивная система

… Несмотря на кажущуюся добровольность исполнения культурных норм населением, культура является чрезвычайно жесткой властью общества над личностью. Ни за какие экономические и даже политические преступления не наказывали столь неотвратимо, как за культурные нарушения. Практика человеческих жертвоприношений сохранялась очень долго. Феномен геноцида основан именно на культурной неприязни.

Разумеется, социальная регуляция не сводится к одним наказаниям. В культуре преобладает практика воспитательного воздействия, апелляции к эталонным примерам и т.п. Использование культуры как инструмента императивного управления – это часть элитарной традиции. Но и жестокими наказаниями эта традиция не брезговала никогда …
 
 
Культура как проект – социально-моделирующая система

… В разные эпохи люди по-разному относились к историческому времени. Настоящий интерес к будущему родился после Просвещения, в эпоху модерна. Проектирование будущего стало актуальной тематикой культурного творчества. Марксизм с его коммунистической перспективой был одним из многих, хотя, несомненно, наиболее ярким проектом.  

Сейчас прогнозированием будущего, определением путей технологического, социального, культурного развития занимаются философы, писатели, художники, кинематографисты. И это хорошо. Значит, история не заканчивается …
 
 
Заключение

… На самом деле никакой культуры на свете нет, как нет и истории. Это только слова, продукты нашего сознания, условные обозначения разных ракурсов понимания и интерпретации социальной реальности. А социальной реальностью является человеческая деятельность. Просто мы договорились между собой наиболее устойчивые технологии и результаты этой деятельности называть словом «культура», а хронологическую последовательность наиболее значимых событий этой деятельности словом «история». Но это лишь теоретические концепты, существующие в наших головах, и вне подобного интеллектуального конструирования никакой культуры и истории на свете нет.

Вместе с тем, как много можно узнать о человеческом обществе, оперируя концептами «культура» и «история» …
 
 
В качестве иллюстраций использованы репродукции картин П. Брейгеля (старшего), Э. Делакруа, И. Босха, С. Дали, В. Кандинского, а также древние и средневековые изобразительные материалы.
 

Источник: электронный журнал "Культура культуры"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заказать научное издание

Если вы хотите заказать научное издание, рассмотрите советы издательства. Все издания доступны для покупки. По желанию заказчика возможна отправка почтой.

К списку...