+7 (499) 236 26 63

info@so-glasie.ru

Рецензии

Рецензия О.А.Жуковой на книгу А.Я. Флиера «Избранные работы по теории культуры»

06.02.2015

В новой книге серии «Академическая библиотека российской культурологии» объединены две фундаментальных работы ведущего российского социального философа и теоретика культуры А.Я. Флиера, написанные им за последние пять лет. Монография «Очерки теории исторической динамики культуры», вышедшая в 2012 г., и тематически систематизированный сборник статей «Культурные ландшафты социального пространства» с исследованиями автора за 2008-2013 гг. стали заметным событием в отечественном научно-педагогическом сообществе, еще раз акцентировав внимание ученых-гуманитариев и преподавателей на проблеме социальной природы культуры, ее функций, исторической динамике развития.

Настоящее издание воплощает основную авторскую идею, неоднократно высказываемую на страницах ведущих научных изданий и обсуждаемую на культурологических симпозиумах. В интерпретации А.Я. Флиера культура предстает «второй природой», не противоположной биологической данности человеческого существования, а являющейся звеном в его развитии на стадии социальности. В этом можно видеть сходство философско-методологической позиции Флиера с трактовками культуры в научных традициях культурной антропологии и этнологии, рассматривающих человеческую культуру как закономерное развитие социального поведения стадных животных. Однако, в отличие от антропологов, Флиер не ограничивается описательной констатацией культурных признаков, обнаруживаемых в различных типах человеческих сообществ на уровне жизненного уклада и форм поведения. Культура, по Флиеру, это высшая стадия развития биологической жизни на Земле, «соприродная» биологической природе. Данное утверждение роднит авторскую позицию уже со взглядами теоретиков универсальной эволюции.

В общем замысле книги отражены два аспекта авторского понимания культуры – исторический и социологический, находящиеся во взаимодействии и смысловой взаимообусловленности. Движение от конкретного (культурной истории, ее фактической, событийной, артефактной стороны) к абстрактному (в данном случае – к культурологической теории) имеет и обратный вектор. В исследовательской перспективе это движение от теоретической модели культурного бытия общества, разрабатываемой Флиером, к анализу настоящего, когда конструктивно-смысловой элемент теоретического знания позволяет автору не только понимать, но и прогнозировать сложные процессы текущей современности.

Концепция происхождения, сущности и социальных функций культуры, формулируемая А.Я. Флиером в монографии «Очерки теории исторической динамики культуры», заслуживает особого внимания. Справедливо говорить, что она является вполне авторской. Эвристический и методологический потенциал существующих теорий учитывается исследователем, но он не развивает напрямую их концептуальное ядро. Собственно, Флиер здесь не противоречит научной традиции и не нарушает принцип преемственности научных школ. Он только указывает на неполный, частичный характер любой теории и концепции. Предлагаемую теоретическую модель Флиера можно условно назвать нормативно-регулятивной. Ее основная идея заключается в том, что культура рассматривается как проявление коллективного характера человеческой жизнедеятельности, как наиболее общая форма социальности человека, обеспечивающая групповое существование людей. Другими словами, культура выступает в качестве условия, обеспечивающего продуктивное социальное взаимодействие и коммуницирование индивидов внутри сообщества и сообществ между собой. Согласно Флиеру, основными системообразующими элементами культуры являются обычай и язык, практически нормирующие и регулирующие социальную жизнь общества. А символические формы (религия, искусство, этнографическая самобытность и пр.) выполняют лишь вспомогательную функцию манифестации норм культуры, складывающихся исторически в процессе стихийного упорядочивания форм социального бытия человечества.

При всей убедительности и методологической оснащенности данной теории, строящей свои выводы на огромном историко-культурном материале, все же возникает ряд вопросов. Очевидно, что культурологическая теория Флиера практически «непроницаема» для метафизической проблематики бытия человека, в том числе для духовных практик, которые сопрягают в опыте человека, говоря философским языком, реальность трансцендентного и имманентного. Возможно, поэтому она не отвечает на такой важнейший вопрос: почему основные аксиологические смыслы культуры рождаются именно во «второстепенном» символическом сегменте – религии и искусстве? Как представляется, автор без ущерба для своих мировоззренческих убеждений вполне может доработать, или «доразвить» этот логический элемент теории.

Помимо активной разработки, собственно, теоретического инструментария культурологической науки, А.Я. Флиер предъявляет читателю интересную историософскую концепцию, которая логически выстраивается в проблемном поле его исследований. Смысл этой концепции состоит в том, что историческое развитие культуры обнаруживает себя в перманентном совершенствовании господствующего социального порядка, обеспечение которого (на уровне индивидуальной психологии) и выполняет культура. Данную функцию А.Я. Флиер предлагает считать основной. Автором прослеживается эволюция культуры от прямого заместительства животных инстинктов на первобытной стадии к рациональному социальному поведению, характерному для индустриального и постиндустриального общества, которое отождествляется со свободой. Если искать философскую основу авторского видения истории, то, очевидно, можно найти прямую отсылку к гегелевской философии истории. Полагая, что история движется по пути возрастания социальной свободы человека, Гегель обозначил это движение как прогресс. Для Флиера, как социального мыслителя и теоретика постнекласической эпохи, многие гегелевские установки, конечно, не работают. Но представление об истории как об истории людей, социализируемых культурой, когда мерой культурности индивида и общества выступает свобода, выражаемая в социальном и духовном творчестве, безусловно, вдохновляет автора и придает особый гуманистический пафос его научному труду.

Вторая часть книги − «Культурные ландшафты социального пространства» − подтверждает и развивает основные положения авторской теории. На материале уже не исторической, а социальной динамики человеческого существования А.Я. Флиер рассматривает культуру в четырех социально-функциональных срезах: культура как конвенция, культура как обычай, культура как власть и культура как проект. Сквозной идеей, объединяющей анализ культуры в выделенных автором функциональных срезах культуры, является представление о культуре как нормативно-регулятивном инструменте, упорядочивающем социальную жизнь людей, вносящем элемент господствующего порядка в многообразие жизненных ситуаций, в которые попадает человек «от зачатия до погребения». На многочисленных социальных примерах этой части книги авторская мысль о природе и сущности культуры, ее нормативно-регулятивных функций выглядит еще более убедительно. Диапазон взглядов на культуру очень широк – от социологических наблюдений, в которые проникают публицистические нотки, до фундаментальных теоретических обобщений, имеющих философское обоснование.

По ходу чтения этой интереснейшей и, безусловно, обогащающей теоретический арсенал культурологической науки книги, неоднократно возникает желание вступить с автором в дискуссию. Но, думается, это и есть один из самых очевидных признаков серьезного научного исследования, свидетельствующий о высоком знаке качества. Работы А.Я. Флиера продолжают пополнять теоретический багаж отечественной культурологии. С автором и высказываемыми им идеями, разумеется, можно полемизировать. Но обойти их невнимание категорически нельзя по одной простой причине – они обладают не только свойством новизны, но и свойством научной фундаментальности. Книга открыта к диалогу, а, значит, предполагает встречную интеллектуальную активность читателей – и тех, кто посвящает свой научный интерес сложнейшему феномену человеческого бытия – культуре, и тем, кто пытается ученически освоить многообразие исследовательских сюжетов, посвященных культурной истории человека и общества. Тем самым, книга становится культурным прецедентом и интеллектуальным событием, выполняя, перефразируя А.Я. Флиера, свою главную социальную функцию – функцию смыслового «обеспечения» наличной социокультурной реальности.

 

Жукова Ольга Анатольевна,
доктор философских наук,
профессор кафедры практической философии
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономки»

 

Источник: электронный журнал "Культура культуры"

 

 

 

 

 

 

Купить книгу

Если вы хотите купить книгу, рассмотрите советы издательства. Все издания доступны для заказа. По желанию заказчика возможна доставка курьером.

К списку...