+7 (499) 236 26 63

info@so-glasie.ru

Шапинская Е.Н. "Философия музыки в новом ключе: музыка как проблемное поле человеческого бытия"

     

Е.Н. Шапинская

Философия музыки в новом ключе: музыка как проблемное поле человеческого бытия

Москва 2017. Издательство «Согласие»

УДК 008 (075.8)   ББК 71я7   Ш 23

Рецензенты:

Н. А. Хренов, доктор философских наук, профессор;

А. Я. Флиер, доктор философских наук, профессор

Шапинская Е. Н. Философия музыки в новом ключе: музыка как проблемное поле человеческого бытия / Е. Н. Шапинская. — М.: ООО «Издательство «Согласие», 2017. — 524 с.

ISBN 978-5-906709-51-6

В предлагаемой книге выделены две области исследования музыкальной культуры, в основном искусства оперы, которые неизбежно взаимодействуют: осмысление классического наследия с точки зрения
содержащихся в нем вечных проблем человеческого бытия, делающих великие произведения прошлого интересными и важными для любой эпохи и для любой социокультурной ситуации, с одной стороны,
и специфики существования этих произведений как части живой ткани культуры нашего времени, которое хочет видеть в них смыслы, релевантные для наших современников, передающиеся в тех формах,
что стали определяющими для культурных практик начала ХХI века.
Автор книги — Екатерина Николаевна Шапинская — доктор философских наук, профессор, автор более 150 научных публикаций, в том числе ряда монографий и учебных пособий. Исследует проблемы современной культуры и искусства, судьбы классического наследия в современной культуре, художественные практики массовой культуры и постмодернизма.

УДК 008 (075.8)   ББК 71я7

ISBN 978-5-906709-51-6

© Шапинская Е.Н., 2017.
© ООО «Издательство «Согласие», 2017.

 

Содержание

Обращение к читателю

Раздел I. Музыка как выражение человеческой экзистенции

Глава 1. Музыкальный текст в пространстве репрезентации: философская рефлексия и эмпатический сенсуализм
Встречи с реальностью в пространстве репрезентации
Культурные тексты, дискурсы и нарративы
Глава 2. «Моцартиана»: осмысление экзистенциальных проблем в операх Моцарта
2.1. Проблема властных отношений в различных культурных текстах и контекстах: «Свадьба Фигаро» Бомарше и Моцарта и ее интерпретации
«Свадьба Фигаро»: комедия Бомарше и опера Моцарта в историческом контексте
Отношение господства/подчинения в его временной и универсальной обусловленности
Фигаро бросает вызов: начало деконструкции традиции
Соотношение власти и подчинения в лиминальные эпохи
Стратегии интерпретации
2.2. Проблема свободы, или «Viva la liberta»: странствия Дон Жуана по культурным пространствам
Личностная свобода как вызов обществу
Дон Жуан как культурный герой
Контекст создания образа и его модификация в ходе истории
Дон Жуан в современных интерпретациях
Феминизм и постмодернистская ирония
2.3. «Волшебная флейта»: сказка для детей и взрослых, или размышление о трудностях выбора жизненного пути и постижения смысла жизни
«Масонская опера» или экзотическая сказка?
Выбор жизненного пути — важнейшая проблема, поставленная в «Флейте»
«Волшебная флейта» в сценическом воплощении
Идеи свободы в музыкальном выражении
Мизогинистические тенденции в операх Моцарта
Волшебная сила музыки
Глава 3. Загадка «Зимнего пути» Франца Шуберта: романтическая любовь и страдание как потребность человеческого бытия
Немного истории
«Зимний путь» как странствие в поисках Другого
Любовь как невозможность обладания Другим
Загадка Винтеррайзе
Тоска по одиночеству в эпоху экстаза коммуникации
Тоска по романтической любви
Реабилитация утраченной маскулинной самодостаточности
«Зимний путь» в пространстве интерпретации
Глава 4. Эстетика любви/страдания в музыкально-поэтическом дискурсе романтизма
Музыкально-поэтический дискурс и его особенности
Романс (Lied) как форма музыкально поэтического дискурса
Эстетизация любви и природы в культуре романтизма
Музыкально-поэтические тексты романтизма в социокультурном контексте их создания
Романс как художественная форма; циклы и целостности
Глава 5. Русская культура глазами Другого: «Евгений Онегин» в британской интерпретации
Глава 6. Проблема кризиса идентичности в искусстве модернизма: трагизм «Пиковой дамы» П. Чайковского и «Воццека» А. Берга в контексте вызовов современности
Обращение к модернизму как признак исчерпанности культуры
История создания «Воццека»: литературный сюжет и музыкальное воплощение
Предшественники музыкального экспрессионизма
Музыка как пространство выражения Страдания: на пути к модернизму
Безумие как бегство от жестокости жизни: репрезентация в художественном творчестве и теоретической рефлексии
Сценическая судьба оперы Берга в посткультурном контексте
Глава 7. Бенджамин Бриттен в современном (меж)-культурном пространстве: тексты композитора и контексты интерпретации

Раздел II. Музыкальная культура в мире «посткультуры»: плюрализм смыслов и деконструкция оппозиций

Глава 8. Музыкальный театр в контексте посткультуры: проблемы творчества и границы интерпретации
Влияние постмодернизма на современные художественные практики
Опера в теоретической рефлексии
Время в опере
Стратегии постановок и игры со временем
Модернизация оперы как главная тенденция наших дней
Тоска по аутентичности
Архетипичный герой вне времени и пространства
Творческая личность в посткультуре: границы интерпретации
Возможно ли творчество в посткультуре: размышления эстетика
Разнообразные интерпретации одного образа: Дон Жуаны Саймона Кинлисайда
«Творческое разрушение»: «Дон Жуан» Каликсто Биейто
Символическое уничтожение Дон Жуана в феминизированной культуре: версия Франчески Замбелло
Глава 9. Произведение искусства в эпоху его цифровой воспроизводимости
Судьба ауратичного искусства в век механического реплицирования: Вальтер Беньямин
На пути к посткультуре: изменения культурные и антропологические
Плюсы и минусы расширения технических возможностей распространения искусства.
Музыка в эпоху цифры
Глава 10. Современный музыкальный театр в эстетическом измерении
Проблемы восприятия художественной культуры
Эстетическая диспозиция
Чистый вкус или варварский вкус?
Эстетическое дистанцирование
Эстетика, этика и эстетизм
Дистанция от необходимости
Манеры и способ приобретения культурного капитала
Постмодернистская эстетика
Глава 11. Опера как пространство эскапизма
Опера сегодня: кризис жанра или путь к новому взлету?
Опера как выход из повседневности
Оперная звезда в «посткультуре»: идеал гламура
Сюжет оперы
Оперные герои и героини — воплощение несбывшейся мечты
Возможен ли реализм в опере?
Глава 12. Образы власти в (пост)современной музыкальной культуре: от мифа к десакрализации
Глава 13. Гендерная обусловленность фемининного/маскулинного как отношения власти в (пост) современной интерпретации культурных текстов: «Дон Жуан» и «Кармен» на просторах посткультуры
Глава 14. «Танец смерти» во времени и пространстве: творческое переосмысление средневековым живописцем и современным композитором». («Тоттентанц» Бернта Нотке и Томаса Адеса)
Глава 15. Эстетические ценности музыкального наследия в современном контексте: возможности диалога
Диалог о музыкальных сказках
Вместо выводов
Вместо послесловия
Приложение
1. Эстетика в современном мире, ее роль в воспитании в человеке понимания Прекрасного и нравственных ценностей. Интервью с Евгением Яковлевичем Басиным
2. Воспитание театром: эстетическое развитие и становление личности в процессе подготовки актера. Интервью с А. С. Кузиным
3. Судьбы театра, поэзии, вечных ценностей в век массовой культуры. Интервью с Евгением Князевым
4. Оперные певцы о проблемах жанра в современной культуре
Владислав Пьявко: размышления о судьбах классики, о состоянии отечественной и мировой культуры, о восприятии искусства
Русский артист за рубежом: Борис Стаценко
Владимир Коваль — певец, актер, художник
5. Е. Шапинская. Мефистофель и Фауст в Праге. Заметки культуролога
6. Е. Шапинская. Сонная грёза гусляра Садка — премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова в театре Геликонопера